КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА

К РОЖДЕНИЮ МАЛЫША

Старшие дети могут огорчаться по поводу того, что родители, занятые новорожденным, меньше уделяют им внимания, и выражать это огорчение либо в виде отчуждения, либо в виде пассивного или агрессивного поведения. Они могут становиться неряшливее, забывчивее или терять к себе доверие, вынуждая тем самым родителей быть внимательнее к ним.

Здесь бывает полезно поручать старшим детям заботится о маленьком ребенке (например, восьмилетний ребенок может менять малышу подгузники и помогать его купать, если, конечно, эти занятия не вызывают у него отвращения). Иногда дети младшего возраста тоже хотят помочь, но их помощь нуждается в присмотре.

Дети автоматически начинают казаться старше и взрослее в сравнении с младенцем. Но они все равно остаются детьми, а не маленькими взрослыми.

В смешанной семье новый ребенок зачастую может объединить своих сводных братьев и сестер. Теперь у них есть нечто общее – маленький брат или маленькая сестра, которые с ними связаны генетически.

В смешанной семье появление нового ребенка может отнять у детей надежду на воссоединение прежней семьи. Недавно проводившееся исследование показало, что отцы, которые женятся повторно, отстраняются от своих детей и от первой жены, как только новая жена рожает им ребенка. Как оказалось, мужчины склонны посвящать свое время не прежней семье, а «стабильной» семье. Не позволяйте, чтобы это происходило.

Когда появляется новый ребенок, некоторые отцы начинают больше беспокоиться о материальном положении и проводят на работе больше времени. Теперь старшие дети видят папу еще реже. Более того, им приходится «делить» его между собой и новорожденным ребенком. Так что отцам следует помнить, что их истинная ценность не в подарках, а в присутствии.

Старайтесь подготавливать детей к рождению нового ребенка еще в период беременности: пусть они посмотрят видеозапись плода, сделанного с помощью УЗИ, пусть подготовят вещи для будущего ребенка и т. д.

Как нужно говорить

  • Старшим детям можно сказать о пополнении семьи, как только беременность станет очевидной. Здесь главное - это ваш энтузиазм и готовность позволить детям проявить свои чувства. «Да, у нас будет еще один ребенок. Я очень рада. Он должен родиться в марте».
  • УЧИТЕ справляться с разочарованиями, разыгрывая ситуацию, что как будто бы новорожденный уже здесь: «Давай, Линн, ты будешь младенцем, а Ричи пусть останется самим собой. Теперь, Ричи, постарайся поверить, что ты огорчен из-за того, что я провожу все свое время с Линн. Что ты можешь сказать мне?»
  • Похвалите ребенка за то, что он поговорил с вами о своих чувствах, а не выказал их: «Мне нравится, что ты просишь меня проводить с тобой больше времени. Теперь мы можем подумать, как нам этого добиться».
  • Хвалите ребенка за правильное поведение. «Ты терпеливо ждал, пока я переодену малыша и отвезу тебя на игру. Спасибо».
  • Чаще беседуйте с ребенком, уверяя его, что по возможности всегда будете уделять ему время. Иначе ребенок усвоит, что самый верный способ добиться вашего внимания — это соответствующее поведение. «Я покормлю малыша еще минут пять, а затем уложу его спать. Хочешь, потом займемся чем-нибудь вместе?»
  • Выразите СОПЕРЕЖИВАНИЕ, когда не можете уделить ребенку столько внимания, сколько он требует: «Я обещала через пять минут закончить, но ребенок капризничает и не засыпает. Тебе, должно быть, досадно».
  • Некоторых старших детей беспокоит, что родители любят младенца больше, чем их. У вас когда-нибудь возникало такое чувство?
  • ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ: «Я была очень занята с малышом. Чем бы нам вместе заняться, чтобы тебе стало легче?»
  • ЧТО ДЕЛАТЬ, А ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ. Объясните детям, что младенцы нуждаются в трех основных вещах и что вы должны ими их обеспечивать: «Младенцам нужны три вещи. Во-первых, любовь. Малышей надо много носить на руках. Иначе они испугаются или заболеют. Во-вторых, питание. Когда младенец голоден, его нужно покормить. Он в отличие от тебя не способен ждать, когда ему подадут еду. И в-третьих, смена подгузников. Малыши еще не умеют ходить в туалет, как ты, и им надо часто менять подгузники. Большую часть проводимого с малышом времени я делаю именно эти три вещи».
  • Поговорите о преимуществах старшего ребенка: «Тебе везет. Когда ты голоден, ты можешь съесть яблоко или тарелочку мюсли. Младенец же должен ждать, когда я его покормлю».

Как не нужно говорить

  • «Тебе понравится иметь младшего брата... Уверена, что ты будешь самой лучшей на свете старшей сестрой». Это звучит мило, но лучше не высказывать предположения о чувствах чувства ребенка, а позволить ему самому передать эти чувства.
  • «Тебе не требуется столько моего внимания: ты просто думаешь, что тебе это нужно». Если ребенок думает, что ему нужно внимание, значит, оно ему нужно. Не поддавайтесь соблазну считать своего старшего ребенка взрослее, чем он есть.
  • «Ты не должен говорить такое о своей маленькой сестре!» Если ваш ребенок не высказывает своих чувств, то он проявит их в действии. И что вы предпочтете? Если будете критиковать ребенка за его чувства, то он решит, что он для вас безразличен, и обидится на младенца еще больше. Посочувствуйте: «Я думаю, что ты называешь свою сестренку уродиной просто потому, что чем-то опечален. Может быть, ты думаешь, что мы любим ее больше, чем тебя?»
  • «Не веди себя как маленький!» На самом деле, поскольку регрессия — явление нормальное, ваш ребенок ведет себя, как и положено в его возрасте. Он верит, что если будет вести себя как маленький, то добьется вашего внимания и любви, а если будет вести себя согласно своему возрасту, то вы станете меньше уделять ему внимания. И снова: сначала выразите СОПЕРЕЖИВАНИЕ, а затем найдите способы вознаградить ребенка за поведение, соответствующее возрасту. Я знаю, что вы устали, но лучшая награда здесь - это ваше время.

Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О.Цветковой.
М.; Издательство института психотерапии, 2002






Консультации по вопросам развития и обучения детей, семейных проблем, трудных жизненных ситуаций.






Контакты

г. Пушкино
ул. Добролюбова
(Добролюбовская) 23

Главный вход, 2-й этаж.
(подробнее/карта)

Филиал: г. Пушкино,
ул. Набережная, 8,
Дворец спорта «Пушкино»

тел. 8 (499) 390-09-10
         8 (929) 915-36-80

e-mail:
center-nb@yandex.ru

Nota Bene © Copyright 2013