Аутизм и расстройства аутистического спектра – это группа нарушений, которые относят к общим расстройствам психического развития. Основные проявления следующие:
Первые признаки обычно проявляются в 2-3 года или несколько раньше, когда родители замечают необычное поведение малыша. Как правило, расстройство сохраняется и во взрослом возрасте. Полное излечение невозможно, однако продуманная система медицинской, психологической, педагогической и социальной помощи позволяет добиться улучшения в психическом состоянии ребёнка – сформировать некоторые навыки (опрятности, самообслуживания, общения и пр.), уменьшить частоту и выраженность стереотипий и развить навыки социального взаимодействия.
Детский психоневролог
поставит диагноз, определит причину возникновения нарушений в развитии ребёнка и определит необходимый объём диагностических мероприятий. Вначале врач беседует с родителями, выясняя, в чем заключаются особенности поведения малыша, когда были замечены первые отклонения, как ребенок развивался, чем болел и т.д. Затем специалист наблюдает за маленьким пациентом, оценивает его действия и определяет тяжесть аутизма. Кроме того, врач исследует когнитивные и коммуникативные способности ребенка. При необходимости малыша направляют на консультации к различным специалистам. Медикаменты — вспомогательное средство при лечении раннего аутизма. Врач назначает лекарства, чтобы снизить уровень агрессии к себе, нормализовать психологическое состояние ребенка, помочь ему выйти на уровень, при котором становится возможным использование поведенческих и специализированных методик. (Важно: медикаменты назначает только детский врач психиатр. Ребенка, который принимает лекарства, нужно регулярно показывать врачу, чтобы лечение помогало и не было побочных эффектов.)
Психологическое сопровождение
Психолог помогает раскрыть творческий потенциал ребенка, развить коммуникацию, самовыражение, понимание других людей и социальных ситуаций, помогает справиться с тревогами и страхами, учит саморегуляции. При раннем детском аутизме психологи используют игровые и творческие методики: танцевально-двигательная терапия, арт-терапия, песочная терапия. Психолог консультируют семьи, в которых есть ребенок с аутизмом, помогает им разобраться в себе, наладить отношения в семье, создать условия, необходимые для развития малыша. Каждое занятие включает двигательные и когнитивные упражнения (игры и задания на развитие высших психических функций ребенка), элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии.
АВА-терапия
АВА-терапия (Applied Behaviour Analysis, прикладной анализ поведения) — одно из направлений поведенческой (бихевиоральной) терапии и коррекции. В его основе лежит постулат, что биологические основы поведения сохранны и работают всегда и у всех людей — кто развивается условно нормативно и кто имеет особенности в развитии.
Терапевт использует цепочку «стимул — действие — последствия». С ее помощью он закрепляет успешное, правильное поведение и ослабляет и затем полностью гасит нежелательные проявления (агрессия, самоповреждения). Терапия помогает наладить режим сна, питания, приучение к горшку, прививает навыки самообслуживания. Логопедия В случае раннего детского аутизма ребенок практически не использует речь для коммуникации, в ней присутствуют эхолалии (неконтролируемые повторы слов или звуков). Ребенок не может выразить желания и нужды с помощью речи. Логопед развивает речевые навыки ребенка, что дает возможность наладить контакт с внешним миром, рассказать о своих переживаниях, стать более социально адаптированным.