Детский церебральный паралич (ДЦП) — это понятие, объединяющее группу двигательных расстройств, возникающих вследствие повреждения различных мозговых структур в перинатальном периоде. Детский церебральный паралич может включать моно-, геми-, пара-, тетра- параличи и парезы, патологические изменения мышечного тонуса, гиперкинезы, нарушения речи, шаткость походки, расстройства координации движений, частые падения, отставание ребенка в моторном и психическом развитии. При ДЦП могут наблюдаться нарушения интеллекта, психические расстройства, эпилепсия, нарушения слуха и зрения. Диагностируется детский церебральный паралич преимущественно по клиническим и анамнестическим данным. Алгоритм обследования ребенка с ДЦП направлен на выявление сопутствующей патологии и исключение другой врожденной или послеродовой патологии. Люди, имеющие детский церебральный паралич, должны пожизненно проходить реабилитационную терапию, по мере необходимости получать медикаментозное, хирургическое и физиотерапевтическое лечение.
Кинезиолог
Функции кинезиолога: улучшение подвижности в суставах; уменьшение гипертонуса; стабилизация опороспособности; повышение работоспособности организма; обучение правильному дыханию; восстановление двигательной активности; воспитание схемы тела (позы) и осанки; обучение жизненно-необходимым и прикладным навыкам; тренировка системы равновесия; улучшение координации движений.
Логопедическая работа
У большей части детей с ДЦП диагностируют задержку речевого развития. При этом, как правило, патология проявляется в самом раннем возрасте (когда малыш ещё даже не начал говорить). Это можно определить по слабости крика, плохому гулению и лепету. Начинать работать с опытным логопедом, если у ребёнка ДЦП, следует как можно раньше. Специальный логопедический массаж способен нормализовать мышечный тонус артикуляционного аппарата, глотательные, сосательные и жевательные функции в доречевом периоде. В дальнейшем логопедические занятия для детей концентрируются на улучшении моторных функций, развитии фонематического слуха, формировании речи и расширении словарного запаса.
Психологическая служба
Психологическая реабилитация при ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных на восстановление (развитие, формирование) психических функций, процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе, то есть направленных на восстановление (развитие) психологических механизмов социальной интеграции.