Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение процесса развития ребенка, при котором его основные психические функции (память, внимание, мышление, эмоции, воля и др.) не соответствуют условно-возрастным нормам, отстают от нее. Как правило, ЗПР выявляется в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте, с началом этапа обучения и социализации ребенка.
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ В ТАКИХ СИМПТОМАХ, КАК НЕДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ, РЕЧИ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ, РЕГУЛЯЦИИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ, ПРИМИТИВНОСТЬЮ И НЕУСТОЙЧИВОСТЬЮ ЭМОЦИЙ, ПЛОХОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ В ШКОЛЕ.
По некоторым данным, проблемы, связанные с задержкой психического развития, могут затрагивать до 15-17% детей 6-8 лет.
Это весьма высокий показатель. Он говорит о том, что почти каждый пятый ребенок-дошкольник или первоклассник может так или иначе столкнуться с трудностями в обучении и общении.
Необходимо знать, что нарушения, вызванные ЗПР обратимы в абсолютном большинстве случаев. Психическая и эмоциональная сфера детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов поддаются эффективной коррекции. Однако для этого требуется, чтобы диагноз ЗПР был определен как можно раньше, с учетом личностных характеристик ребенка и его окружения (семья, детский сад или школа, более широкий круг общения).
Проблемы, вызванные ЗПР, чаще всего проявляются у детей в момент, когда они впервые сталкиваются с необходимостью усваивать новую информацию, непривычно сложную для них и в непривычно больших объемах. Это требует от малышей перехода от игры как основной формы познания к более сложным его формам. Именно такой переход совершается в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения.
Детский психоневролог поставит диагноз, определит причину возникновения патологии и необходимый объём диагностических мероприятий.
Нейропсихолог: в программе комплексной коррекции наиболее эффективными являются индивидуальные нейропсихологические занятия
Коррекционная работа (нейрокоррекция) предполагает не тренировку определенных навыков, а формирование целостной функциональной системы, которая позволит ребенку самостоятельно овладеть различными умениями.
Занятия проводятся нейропсихологом, опираясь на метод «замещающего онтогенеза», заключающийся в соотнесении актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которое по тем или иным причинам не были полностью освоены.
Программа нейрокоррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.). Каждое занятие включает в себя двигательные (сенсомоторная коррекция) и когнитивные (игры и задания, направленные на развитие высших психических функций ребенка) упражнения, а также элементы дыхательной гимнастики и телесно-ориентированной терапии.В целом нейропсихологическая диагностика и нейрокоррекция детей не только позволяет ребенку эффективным образом преодолеть трудности обучения, но и оказывает общее позитивное воздействие на гармонизацию развития личности ребенка: стабилизирует эмоциональный фон, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает потенциальные возможности ребенка.
Умственная отсталость— под умственной отсталостью (олигофренией) подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого происходит снижение познавательной деятельности и мыслительных способностей человека
При умственной отсталости психика ребенка развивается иначе, освоение навыков сильно замедляется, личностные качества такого малыша, а впоследствии и взрослого, значимо отличаются от возрастной нормы. При умственной отсталости серьезные отклонения наблюдаются в интеллекте, памяти, внимании, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.Олигофрения характеризуется снижением интеллекта, которое возникает в следствии повреждения либо недоразвития структур головного мозга во внутриутробном периоде, также может развиться после рождения в возрасте до 3-х лет. Также выделяют деменцию — приобретенную умственную отсталость, которая возникает в следствии распада психических функций из-за повреждения головного мозга чаще в зрелом возрасте.Современная медицина со всеми ее достижениями и профилактическими мероприятиями не дает 100% исключения появления этого заболевания. Умственная отсталость имеет достаточно высокий процент среди населения всего мира – 1 — 3%, среди которых 75% — это легкая форма УО.Для умственной отсталости характерно нарушения в интеллектуальной сфере, речевом развитии, эмоционально-волевой сфере личности, и в моторном развитии. У детей отмечается снижения коэффициента интеллекта (IQ) от 69 и ниже.Очень важна помощь и поддержка родителей и окружающих людей, которая напрямую влияет на качество жизни и психологический комфорт умственно отсталого малыша. Получение образования и самореализация детей с особенностями в развитии, требует от общества толерантности и терпения, от педагогов – наличия специальных знаний об особенностях развития и специфики работы с ними.
Актуальным является комплексная помощь ребёнку с УО. Привлечение таких специалистов как: детский психиатр, невролог, специальный психолог, дефектолог, логопед, — помогут в лечении и коррекции основных и вторичных отклонений, возникающих у детей с УО. Психологическое сопровождение и коррекция, работа с дефектологом, логопедом, на протяжении всего детства, при одновременном применении фармакотерапии – могут улучшить состояние и течение заболевания. Занятия с психологом помогут снять психологическое напряжение, преодолеть внутренние конфликты, снизить уровень тревожности, агрессивности и стабилизировать психологическое состояние малыша.