Современный мир нельзя представить без электронных устройств. И все мы чувствовали на себе эффект "залипания" во время их использования. Чем же опасны гаджеты для детского мозга?
Конечно, нужно учитывать возраст ребёнка, но эффект "залипания" бывает в любом возрасте, и если взрослый человек с уже сформированными передними отделами мозга, отвечающими за произвольную регуляцию деятельности, может усилием воли прекратить игру или использование соцсети, то у ребенка эти мозговые структуры ещё физиологически незрелые, не могут в достаточной мере функционировать и обеспечивать волевые процессы, поэтому ребёнок "залипает" сильнее и дольше и вытащить его из игры очень трудно. А что происходит с мозгом, когда дети долго зависают в гаджетах?
Все очевидно: ребенок мало двигается во время использования гаджета, значит, его мозг не получает "энергии", ведь именно движение поддерживает нейродинамику, "подпитывает" мозг. Ребёнок быстро истощается и становится эмоционально неустойчивым. Лобные отделы мозга при использовании гаджета практически не востребованы, они "спят", а работают в основном отделы мозга, отвечающие за непосредственное функционирование психики, то есть поступает сигнал - мозг даёт на него ответ, думать и анализировать при этом приходится минимально, потому что программисты уже все придумали за нас, у нас есть только ограниченный набор возможных реакций. Не правда ли, что это упрощенное функционирование человеческой психики? А лобные отделы как наименее востребованные, в условиях нейродинамического истощения замедляют процесс своего функциогенеза, ведь максимально быстро развивается то, что используется, таков закон развития психики. Какие последствия могут быть в этом случае? Во-первых, замедляется развитие произвольности, то есть волевой сферы ребёнка, его непосредственные желания "хотелки" будут сильнее, чем требования , чем "надо", потому что именно лобные отделы посылают тормозящие импульсы к структурам "непосредственных желаний", если это нужно для соблюдения социальных правил. Так что эти дети будут капризными, эмоционально неустойчивыми и с трудом смогут подчиняться правилам. Во-вторых, передние отделы мозга связаны с формированием личности человека, именно они отвечают за выбор цели, постановку задач, контроль за всей деятельностью. Если эти отделы задерживаются в функциональном развитии, а ребёнок постоянно находится в условиях, когда ему приходится только отвечать на воздействия среды, то мозг "перестает делать выбор", а зачем? Ведь если не востребовано, и не развиватся… а тут ещё услужливый гаджет предлагает сам перейти по ссылке и так далее и тому подобное… Ребёнок в этой ситуации перестает понимать, что же ему нравится на самом деле, чего он хочет, какие цели перед собой ставит… Управление его психикой в данном случае уже ему самому и не принадлежит…. личность растворяется… И хорошо, если рядом близкие люди, которым ребёнок может подражать, и тогда хотя бы их жизненные цели будут встраиваться в личность ребёнка, а если родители все время на работе…. их место займёт контент на гаджетах ребёнка…
Вот "перескакивает" ребёнок с одной игры на другую, отвечает на предлагаемые разработчиками игр воздействия, и включаются отделы мозга, отвечающие за эмоции, подкрепляют каждое действие ребёнка. Что происходит с мозгом? Развиваются отделы мозга, отвечающие за непосредственные реакции, так называемые первичные и вторичные поля коры головного мозга, но ведь этого мало для жизни …. Есть ещё больше участки мозга, третичные поля, куда сходятся импульсы от разных систем для "анализа ситуации", они обеспечивают развитие всех мыслительных процессов, их собственно человеческих, высших форм! И эти области также практически не востребованы в играх на гаджетах… это третий негативный момент.
А ещё не развиваются навыки социального взаимодействия, ребёнку не надо разговаривать с собеседником, ориентироваться на его невербальные процессы (мимика, жесты, тон голоса и т.д.). Дети не научаются определять эмоциональное состояние собеседника, да они и свое эмоциональное состояние не очень могут понять, ведь человек познает себя через отражение окружающей реальности, через других людей, так уж устроена психика….
Давайте подведём итог. Если гаджеты занимают в жизни ребёнка важное место, то велика вероятность ослабления процессов произвольной регуляции, то есть волевой сферы. Личность ребёнка размывается, он теряет СВОИ цели и желания, его мотивационная сфера обедняется, он получает удовольствие только от компьютерный игры. У ребенка развивается "клиповое" мышление, замедляется развитие высших форм аналитико-мыслительной деятельности. У ребенка замедляется формирование "эмоционального" интеллекта, эмпатии, а также снижено понимание собственных эмоциональных процессов.
К сожалению, нельзя совсем убрать из жизни гаджеты, но можно минимизировать время их использования детьми, настроить контент, и самое важное: дать ребёнку как можно больше обычной игры с социальным взаимодействием, с родителями и друзьями, с активными играми и эмоциями! Устраивайте и для себя дни, свободные от сети, делайте "детокс".