Задержка речевого развития – это диагноз, который ставится ребенку до 4 лет, если у него речь формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормой. По статистике, примерно, у 10% детей диагностируют ЗРР, намного чаще ей страдают мальчики, чем девочки.
Они разделяются на 2 фактора:
Органические (биологические) – это перинатальные повреждения мозга, гипоксия, инфицирование плода или асфиксия и травмы при рождении, роды раньше или позже срока.
Социально-психологические – педагогическая запущенность, когда родители не занимаются и не разговаривают со своим ребенком, или сюсюкаются с ним, коверкают слова. Если в семье неблагоприятная атмосфера, которая вводит ребенка в состояние стресса. В семьях, где родители разговаривают на разных языках – дети-билингвы так же могут страдать ЗРР.
Диагностика проходит комплексно.
Родители должны посетить таких специалистов: педиатр, детский невролог, отоларинголог, логопед-дефектолог, иногда психолог. Обязательно нужно сделать ребенку ЭЭГ (электроэнцефалограмма) и УЗИ сосудов шеи.
На логопедической диагностике логопед собирает анамнез, смотрит заключения других специалистов, выявляет уровень развития всех компонентов речи у ребенка, степень понимания речи, смотрит артикуляционный аппарат, развитие мелкой и общей моторики, нет ли речевого негативизма.
Логопедическая коррекционная работа при ЗРР поэтапная и многозадачная.
Принцип, как и в любом педагогическом процессе, от простого к сложному. Обязательно занятия проходят в игровой форме, не менее 2-3 раз в неделю.
Работа ведется над преодолением речевого негативизма, если он присутствует, развитием речевого внимания, пониманием речи, накоплением пассивного и активного словаря, наращиванием слоговой структуры слова, развитие мелкой моторики. Такие занятия с логопедом способствуют не только развитию речи, но и улучшению других высших психических процессов ребенка.
Важна роль родителей в логопедическом процесс: мамы, папы и другие члены семьи должны прислушиваться к рекомендациям специалиста, стараться выполнять домашнее задание с ребенком для закрепления речевых навыков.
ЗРР встречается не только у нормотипичных детей. Но и у детей с ЗПР, РАС, СДВГ, ДЦП и др.
У мальчиков ЗРР встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.
ЗРР трансформируется в ЗПРР (задержка психоречевого развития), поэтому нужно уделить должное внимание к проблеме и своевременно помочь ребенку заговорить.
Укороченная уздечка языка не влияет на функцию речи.
Нельзя полагаться на мнение соседа, подруги и других людей, что с ребенком все хорошо. Если вы чувствуете, что с ребенком что-то не так, нужно обязательно своевременно обратиться к специалисту и узнать его экспертное мнение.
Обилие гаджетов (телевизор, компьютер, телефон, планшет) в жизни ребенка плохо влияют на развитие речи.
Нужно своевременно отучить от соски малыша. Длительный сосательный рефлекс затормаживает речь.
Развитие мелкой моторики ребенка способствует развитию речи.